Здравствуйте, друзья!

Для ясного понимания сегодняшней рассылки надо прочитать хотя бы предыдущие рассылки за 1-4, 18 марта.

Защита от манипулирования сознанием. Часть 13

Переговоры и разговор

  • Что такое «переговоры», в чем отличие от «разговора»

  • Диалог, монолог или «диалогичное монологирование»

  • Взаимодействие или воздействие

  • Общие интересы или «управление переговорами»

  • Переговоры или навязывание своей точки зрения

  • Соблюдение взаимных интересов (взаимной выгоды) или мой бизнес важнее

  • Некоторые простые приемы восстановления «человеческих» состояний

В соответствии со словарем русского языка:

ПЕРЕГОВОРЫ,-

  1. Обмен мнениями по поводу чего-либо, для выяснения каких-либо условий, обстоятельств.

  2. Разговор (разговоры).

РАЗГОВОР,-

Словесный обмен сведениями, мнениями; беседа.

БЕСЕДА,-

Разговор, деловой или задушевный; обмен мнениями.

СВИДАНИЕ,-

Встреча, обычно условленная, двух или нескольких лиц.

Итак, если следовать словарю русского языка, то окажется:

  1. слова "переговоры", "разговор" и "беседа" являются синонимами, то есть обозначают одно и то же явление - НИКАКОГО! отличия между ними нет;

  2. в этом случае это взаимодействие или общение;

  3. здесь присутствуют "общие" интересы и соблюдается "взаимная выгода";

  4. это будет симбиотическое общение;

  5. как следствие этого возникает форма взаимодействия, которую называют "диалог";

  6. здесь всегда есть "собеседники";

  7. признаком "диалога" являются "ответы на заданные собеседником вопросы";

  8. "переговоры" могут быть использованы только для выяснения мнения собеседника (партнера, клиента, подельщика) о предмете переговоров;

  9. во время и после "переговоров" (беседы) собеседники имеют приятные переживания (радостные эмоции), как аспект "человеческих" состояний;

  10. разговор, переговоры и беседа - не единственная форма взаимодействия двух и более лиц; бывают другие встречи, например, свидание;

  11. если вы идете на встречу не для беседы (обмена мнениями), -  неверно называть эту встречу переговорами;

  12. если Некто идет на "переговоры" с какой-то иной целью, например, подписать договор, или еще какой-либо другой целью, то это будут не "переговоры", а навязывание своей точки зрения или"воздействие";

  13. в этом случае "переговоры" переходят в разряд воздействия и это не есть общение - это есть аспект "манипулирования" (это всегда связано с аспектом паразитизма);

  14. это всегда монолог или "диалогичное монологирование", когда Некто в разговоре просто ждет паузы, во время которой "впендюривает" свое мнение;

  15. принято в современном "бизнесе" называть это явление "управлением переговорами";

  16. иногда это называют "искусством переговоров", что не меняет своей сути - это навязывание точки зрения и происходит из идеологии важности "бизнеса", где партнер используется для моей выгоды (что по определению является манипулированием);

  17. если быть корректным, то эти встречи ДОЛЖНЫ (по определениям русского языка) называться свиданиями (как вам это не покажется странным), тогда аспект манипулирования АВТОМАТИЧЕСКИ!!! снимается;

  18. все вышесказанное не всегда очевидно в быту и требует отслеживания (сталкинга);

 

Для анализа используем сцены из романа-эссе Алексея Тупицына. Возьмем сцену из Эпизода 8 (см.рассылку от 25 марта). Ваша задача выследить (сталкинг) - была ли это беседа или это было что-то другое.

 

Мастер заметил, что состояние участников группы разительно поменялось. Лариса смотрела королевой, а на лицах некоторых товарищей отражалось тоскливое недоумение – как будто у них только что отобрали, причем они еще не поняли, что именно.

-Так, – многозначительно протянул Мастер. - Понятно. Ну-ка, колитесь! Когда это Лариса успела вас «подожрать»?

Недоуменно-болезненное выражение на лицах усилилось. Запахло предгрозовым озоном. Особенно недоуменное лицо было у Удуарда, директора компании «Агроресурсы Биосферы» (Удуардом его прозвали дети, оставим и мы такое наименование). 

Началась любимая наша игра – угадай момент.

Выяснилось, что незадолго до этого состоялось купание в озере, в ходе которого Лариса Лапкина, разыграв тончайший психологический этюд, всех нюансов которого мы и поныне не знаем, умудрилась так смутить нравственность Удуарда и еще некоторых дам, что сама испытала от этого небывалый прилив сил и энергии. Что называется - «развела». Не будем сейчас приводить весь порядок следственных действий, обратим внимание на конечное решение.

-         А что, Лариса, - обратился к ней Мастер. – Хочешь ли ты продолжить путешествие с нами?

-         Да, - отвечала Лариса, смиренно опустив глазки вниз. Иначе трудно было бы скрыть написанное на них удовольствие своим положением.

-         Ну тогда тебе придется еще раз искупаться, - продолжал  Мастер.

-         Я готова. Голос Ларисы стал елейным.

-         Ну тогда Удуард,  Песталоцци  и Смутьяна Ваганкина будут свидетелями.

-         Свидетелями чего? – немного растерялась Лариса.

-         Свидетелями того, как ты будешь купаться, конечно.

-         А… зачем?

-         Ну должен же нам кто-то сказать, что ты выполнила все условия, - невозмутимо вел беседу Мастер.

-         Какие условия? –направление разговора явно переставало нравиться Ларисе.

-         Очень простые. Ты должна будешь на глазах трех свидетелей подойти к берегу, раздеться и зайти в воду. После чего ты должна зайти по грудь в воду и три раза окунуться с головой. Потом ты должна выйти из воды, одеться и придти сюда вместе  со свидетелями. Свидетели расскажут нам в деталях, как менялось твое и их состояние в результате этой процедуры. Я гарантирую, что оно (состояние) изменится. А мы еще раз проанализируем сложившееся положение дел.

Огрызаясь всем телом, Лариса в сопровождении трех свидетелей пошла к озеру. Мы же остались слушать Мастера, который комментировал нам особо тонкие места из психологического этюда, разыгранного бывшим педагогом-дефектологом. Не станет, наверное, неожиданностью, что когда группа товарищей вернулась на место, состояние действительно кардинально поменялось. Лариса как-то сжалась, потеряв королевскую осанку, а свидетели явно повеселели.

 

Мы не будем вдаваться в детали объективной истины, а попытаемся проанализировать сцену исходя из модели "переговоров".

Мастер заметил, что состояние участников группы разительно поменялось. Лариса смотрела королевой, а на лицах некоторых товарищей отражалось тоскливое недоумение – как будто у них только что отобрали, причем они еще не поняли, что именно.

Было предположение, что "подожрала" участников Лариса - перевертыш состояний.

-        Так, – многозначительно протянул Мастер. - Понятно. Ну-ка, колитесь! Когда это Лариса успела вас «подожрать»?

Недоуменно-болезненное выражение на лицах усилилось. 

Похоже, что именно Лариса и именно "подожрала" - выдавала реакция тела (вернее лиц).

-         А что, Лариса, - обратился к ней Мастер. – Хочешь ли ты продолжить путешествие с нами?

-         Да, - отвечала Лариса, смиренно опустив глазки вниз. Иначе трудно было бы скрыть написанное на них удовольствие своим положением.

В сцене явно описано поведение Ларисы, которая формально отвечает на вопрос, но использует сам вопрос для  удовольствия своим положением, то есть сущностно не отвечает на вопрос и это есть "диалогичный монолог".

-         Ну тогда тебе придется еще раз искупаться, - продолжал  Мастер.

-         Я готова. Голос Ларисы стал елейным.

Вновь как бы ответ, а на самом деле явное воздействие - голос Ларисы стал елейным.

-         Ну тогда Удуард,  Песталоцци  и Смутьяна Ваганкина будут свидетелями.

-         Свидетелями чего? – немного растерялась Лариса.

-         Свидетелями того, как ты будешь купаться, конечно.

-         А… зачем?

-         Ну должен же нам кто-то сказать, что ты выполнила все условия, - невозмутимо вел беседу Мастер.

-         Какие условия? –направление разговора явно переставало нравиться Ларисе.

-         Очень простые. Ты должна будешь на глазах трех свидетелей подойти к берегу, раздеться и зайти в воду. После чего ты должна зайти по грудь в воду и три раза окунуться с головой. Потом ты должна выйти из воды, одеться и придти сюда вместе  со свидетелями. Свидетели расскажут нам в деталях, как менялось твое и их состояние в результате этой процедуры. Я гарантирую, что оно (состояние) изменится. А мы еще раз проанализируем сложившееся положение дел.

Огрызаясь всем телом, Лариса в сопровождении трех свидетелей пошла к озеру. Мы же остались слушать Мастера, который комментировал нам особо тонкие места из психологического этюда, разыгранного бывшим педагогом-дефектологом. Не станет, наверное, неожиданностью, что когда группа товарищей вернулась на место, состояние действительно кардинально поменялось. Лариса как-то сжалась, потеряв королевскую осанку, а свидетели явно повеселели.

На протяжении всего разговора со стороны Ларисы все время были вопросы, на которые Мастер последовательно, невозмутимо и методично отвечал. Мнение (как аспект беседы - обмена мнениями) Ларисы о чем бы то ни было мы так и не услышали, несмотря на все ухищрения Мастера. С другой стороны, Лариса явно задает вопросы не из-за непонимания (я имею виду текст - немного растерялась, направление разговора явно переставало нравиться Ларисе), а с другой целью - мы называли эту цель манипулирование.

Алексей также раскрывает одну из методик соприкосновения с манипулированием - 

-         Ну должен же нам кто-то сказать, что ты выполнила все условия, - невозмутимо вел беседу Мастер.

Если попробуем разложить на составляющие, то получится следующее:

  1. Мастер сразу обозначил тему беседы - Когда это Лариса успела вас «подожрать»?

  2. Когда беседа на эту тему закончилась, Мастер заявил другую тему - Лариса, хочешь ли ты продолжить путешествие с нами?

  3. Лариса вступила в "разговор" с целью воздействия;

  4. Лариса пыталась "управлять переговорами";

  5. Делала это она  интонационно,  используя выражение лица, глаз, тела;

  6. Тело она задействовала на последних фазах, когда она грызаясь всем телом,  пошла к озеру", а вернувшись "сжалась, потеряв королевскую осанку";

  7. Лариса пыталась навязать свою точку зрения  - она якобы хочет ехать с группой ( для Мастера это было не факт, но это его не волновало - он использовал ситуацию, чтобы "свидетели явно повеселели");

  8. Мастер все время четко и последовательно доводил до Ларисы (и всех присутствующих) свое мнение;

  9. Мастером "соблюдались общие (групповые) интересы", в отличие от Ларисы;

  10. Алексей описывает очень простой метод перевода группы в другое, более "веселое" состояние;

  11. Беседа носила односторонний характер - со стороны Мастера;

  12. Мастер использовал водную процедуру для Ларисы, а перевел в конструктивное состояние как минимум свидетелей (а на самом деле всю группу).

В заключение приветствую тех, кто подключился к нашей рассылке. Архив рассылки - на портале ПСИНФО (http://subscribe.psinfo.ru/index/18/), читать надо с 1-го марта (февральские рассылки повторялись - их можно не читать).

Просьба о замеченных ошибках писать на zoms@sky.ru

До следующей встречи,

                                             Александр.