Механизм кинотерапии

 

 

 

 

Кинотерапия в широком смысле слова – это метод, входящий в систему арт-терапии: в ее основе лежит использование художественных (игровых) фильмов в качестве своеобразных терапевтических метафор. Кинотерапия в узком смысле слова представляет собой специфический инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных психотерапевтических систем. Например, в онтопсихологии Менегетти кинотерапия рассматривается как метод изучения структуры и механизмов бессознательного.

Также широко кинотерапия используется в популярной психотерапевтической и реабилитационной работе. Например, лондонский психотерапевт Б. Вудер предлагает своим клиентам просто смотреть художественные фильмы, специально подобранные им под психотерапевтическую проблему в порядке профилактики. Кинотерапия выступает посредником при общении пациента и терапевта на символическом уровне.

Образы художественного творчества отражают все виды неосознаваемых процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты и т.д. Выделяют различные типы взаимодействия с художественными формами кино в зависимости от жанра фильма, его содержания и т.д. Кинотерапия может выступать и в качестве группового метода работы: использование художественных приемов в процессе проведения группы позволяет глубоко изучать фантазирование и воображение, разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Механизмы кинотерапии описываются в работах Е.П. Кораблиной с соавторами, А.А. Плескачевской и др. Авторами выделяются:

1. Механизм проекции - процесс и результат постижения и порождения значений, использованных в художественной форме кино, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, а также конфликтов на внешние объекты. Посредством этого механизма в восприятии кино происходит моделирование художественных и сюжетных форм в соответствии с психотерапевтическим запросом личности.

Выделяют следующие уровни функционирования проективных механизмов: 1. моторный; 2. аффективный; 3. объективный (режиссерский); 4. субъективный (зрительский).

2. Механизм идентификации - эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой или образцом. Идентификация в кинотерапии многопланова – она может иметь место как по отношению к главным героям фильма, так и по отношению к любым другим образам, использованным в кино, вплоть до распределенной идентификации.

3. Механизмы гештальт-терапии – выделение фигуры из фона (селективность в отношении художественных форм кино, выделение значимых эмоциональных ситуаций, образов на фоне разворачивающегося сюжета), актуализация переживаний «здесь и сейчас» за счет построения симультанного образа ситуации (достигается путем использования выразительных средств с целью передать определенное эмоциональное состояние, напряжение) и др.

4. Механизм «маски» заключается в возможности непрямого сопоставления художественно-символического содержания фильма с реалиями собственной жизни, возможность отстраненного наблюдения, опосредованного ролью. С помощью работы данного механизма обеспечивается удовлетворение базовой потребности человека в безопасности, что позволяет ему продвинуться далее в раскрытии своих особенностей и возможностей в ходе психотерапевтического процесса, при этом форма выявленного им содержания остается по отношению к нему несколько отстраненной, что дает ему также возможность адекватной его оценки.

Взято из источника в интернете WikiGrain:Кинотерапия

 
 

© 2012 - Международная Консалтинговая Корпорация