Коучинг? Коучинг?

Веричева Галина,
Директор агентства "Кадровые технологии",
Марина Нифантова,
ведущий консультант агентства «Кадровые технологии»,
кандидат педагогических наук

Введение

Безусловно, каждый руководитель нацелен на развитие своего бизнеса, на достижение конкретного результата деятельности своей компании, а точнее бизнес-результата. Для этого он думает, получает дополнительное образование, приглашает консалтинговые компании.

Все хорошо: миссия продумана, стратегия определена, цели поставлены, функции распределены, ответственные назначены. А что дальше? А дальше, ужас: "Никто не понимает, не поддерживает, не хочет и не может. Кругом трутни, тунеядцы, дураки и, не знаю, кто еще. И что же делать? С одной стороны, пусть эти трутни, тунеядцы и, не знаю, кто еще, идут и создают свой бизнес, пусть попробуют, прежде чем зарплату требовать. А с другой стороны, с кем же я тогда останусь?"

Начинается поиск рецептов эффективного управления персоналом.

Где повысить квалификацию по вопросам управления персоналом - вот вопрос. Вообще ситуация с образовательными услугами в сфере кадрового менеджмента, которая сложилась в Екатеринбурге, напоминает аптеку в городе, где не хватает врачей: рецепт выписать некому. Больной с тоской и надеждой обращается к аптекарю: "Что у вас есть от желудка?". Аптекарь: "Вам подороже или подешевле?" Ясно, что без покупки больной не уйдет. А помогло или нет лекарство, каков исход болезни - аптекаря не волнует.

Хочешь - не хочешь, приходится самому думать и читать умные книжки. И не дает покоя мысль: что-то здесь не сходится, что-то здесь не так. Может быть, стоит посмотреть на кадровые проблемы с другой стороны, отойти от стереотипов, от устоявшихся представлений о "правильном способе управления персоналом"?

Тогда, возможно, решение в коучинге? Слово новое, непонятное, будоражащее воображение, экзотическое и оптимистичное. Врывается в нашу замороченную жизнь стремительно и, как ни странно, приходится ко двору. Недаром на прошедшей недавно в Екатеринбурге выставке по управленческим технологиям тема привлекла особое внимание руководителей и менеджеров по персоналу. Примечательно, что 10 экземпляров книги Джон Уитмора "Coaching", представленных на стенде агентства "Кадровые технологии", разошлись в первые полчаса выставочной деятельности. Три компании, участвовавшие в выставке, заявили, что они оказывают бизнес-услуги, связанные с коучингом.

Что же такое коучинг?

В кратком оксфордском словаре глагол coaching определяется как "наставлять, тренировать, воодушевлять". Это мало поможет в понимании коучинга. Коучинг - и способ и цель одновременно.

Коучинг многолик и многогранен. В России более всего известны коучинг-менеджмент (Coaching management) и VIP-коучинг (Executive coaching). Здесь мы только обозначим, что такое Executive coaching. Это вид консалтинговой деятельности, достаточно распространенный на Западе, позволяющий точно понять, какие навыки, знания, управленческие качества необходимы топ-менеджеру, и обеспечить его индивидуальное развитие. И если для России коучинг пока экзотика, то на Западе, как говорит Алисия Фрейз, руководитель международной сети стратегических коучей, "удивление вызывают руководители, у которых нет личного бизнес-тренера, личного коуча". В Екатеринбурге, по нашим данным, пока не более двух десятков руководителей пользуются услугами личного коуча. Но об этом - другой раз. Тема сегодняшнего разговора - коучинг-менеджмент.

Коучинг - менеджмент

Клише "Кадры решают все" - не более, чем пустые слова. "Кадры" будут решать все, если и отношения с этими "кадрами" будет строиться по-новому. Коучинг делает это клише материальным, когда "кадры" становятся не просто подчиненными и работниками, а участниками процесса, сотворцами результата.

Коучинг не заменяет и не отвергает традиционный менеджмент, не противопоставляется ему. Можно говорить лишь о разных стилях управления.

Пока наиболее распространенными остаются такие методы управления персоналом, как:

  • Диктат, самый простой и легкий путь, но это нередко ведет к саботажу;

  • Убеждение, когда провозглашается идея, делаются попытки убедить всех в ее значимости, но это, как правило, вызывает скрытую улыбку, и все остается как прежде;

  • Дискуссия, т.е. призыв следовать иному плану; этот метод хорош, но это требует много времени, в результате остается неопределенность и отсутствие конкретных решений.

Ситуация

Лето. Жара. Душа и оставшиеся на рабочих местах сотрудники просятся в отпуск. Неожиданный наплыв клиентов. Все сотрудники работают на пределе сил и возможностей.

Традиционно:

Руководитель призывает всех потерпеть еще немного: со следующей недели обещают долгожданое похолодание, еще через неделю Сидоров возвращается из отпуска. А на следующий день заболела приемщица. Все, теперь уже помогает только приказ об увеличении продолжительности рабочего дня для всех сотрудников.

В стиле коучинга:

"Коллеги, кому нужны отгулы в сентябре? Ольга, у Вас дочь идет в первый класс? Готовы ли Вы совмещать функции приемщицы? Отлично, у Вас будет возможность в сентябре больше внимания уделить своей первокласснице".

Коучинг объединяет достоинства крайностей, не принимая их рисков:

  • внешняя мотивация заменяется самомотивацией,

  • порицание заменяется честной оценкой,

  • секретность и цензура уступают место открытости и честности,

  • на смену давлению от работы приходит вызов от работы.

Управление в стиле коучинга - это формирование осознания и ответственности. Осознание - ясность восприятия относящихся к делу фактов и информации. Ответственность - осознанный выбор, который побуждает к действиям и ведет к самоуважению. Ответственность предполагает выбор, а выбор - это свобода.

Философия коучинга - вовлеченность рядовых сотрудников в процесс принятия управленческих решений, которые влияют на их жизнь, т.е. установление между руководством и сотрудниками партнерских отношений, иными словами, создание команды, поскольку "когда я хочу, я действую лучше, чем когда обязан. Я хочу для себя, а обязан для кого-то".

В основе коучинга лежат партнерство и доверие. Коучинг исследует будущие возможности, а не прошлые ошибки и учит думать о людях в терминах потенциала, а не их сегодняшней производительности.

Руководитель, выступающий в роли коуча, владеющий техниками коучинга, всегда найдет возможность усилить мотивацию сотрудников, выявить и реализовать их потенциал, не привлекая для этого внешних тренеров или консультантов.

Успешность руководителя как коуча может быть достигнута при наличии двух взаимодополняющих факторов:

  • Общая управленческая компетентность руководителя (обязательные управленческие навыки)

  • Владение инструментами коучинга.

Инструменты коучинга

Нередко приходится слышать: "Что же в коучинге такого, нового, модного, необычного? Мы так работали всегда". И это, действительно так. Многие приемы и методы, используемые в коучинге, близки нашей ментальности. Применяются в России давно.

Кто-то не видит различий между коучем и психотерапевтом. Кто-то сравнивает коучинг с профессиональным консультированием, кто-то с тренингами, кто-то с "мозговым штурмом". Действительно, коучинг содержит элементы многих известных методов повышения результативности деятельности, выстраивает их в стройную систему целенаправленных действий.

Основа вербального взаимодействия в стиле коучинга - вопросы. Вопросы, их особая конструкция, направленность и последовательность - существенная методическая часть коучинга. Цель вопросов состоит в том, чтобы побудить человека или команду прийти к своей точке зрения по поводу основных проблем их деятельности, а также путей решения этих проблем. В ходе обдумывания и формулирования ответов на вопросы сотрудники лучше осознают свои цели и способы их достижения, принимают ответственность за результаты своей деятельности.

Но все-таки не стоит строить иллюзий, что коучинг - это легко и просто. Это мастерство и искусство. Это умение слушать и слышать. Это вера в человека, в его потенциал, в его будущие возможности. Это умение выстраивать партнерские отношения. Это умение отходить от своих стереотипов, следить за тем, чтобы проекции личного опыта не переносились на новые отношения. Это способность не навязывать свое мнение, уважать мнение другого человека. Это умение объективно оценивать, не критикуя. И многое, многое другое:

Практикум

В жизни каждой компании бывают периоды авралов и цейтнотов: нагрянула налоговая проверка, приехали с визитом из головного офиса, готовится выставка : И вот тут становятся заметными все неявные до сих пор противоречия, скрытые недовольства, активизируются группировки. Как справиться с авралом и не упустить текущие дела, сохранить коллектив? Чаще всего это удается через сверхнапряжение физических и интеллектуальных сил руководителя, который держит всю ситуацию под контролем, раздает поручения, спрашивает регулярно отчеты, устраивает разгоны и снова дает задания. Компанию лихорадит, нервы сотрудников на пределе, шеф постоянно недоволен, так как на нем весь объем информации и весь груз ответственности.

Если авралов и конфликтных ситуаций не избежать, то и здесь используется коучинг-менеджмент не только как средство выравнивания ситуации, но и развития компании, ее сотрудников. Для наглядности - пример. Вы решили принять участие в выставке, и сразу обрушилась масса дополнительных дел, встреч, согласований. Попробуйте стиль коучинга, его технология предполагает:

Целеполагание. Определите коллективно, зачем каждому лично и всем вместе это участие необходимо. Например, наработать навыки общения с клиентами, расширить круг потенциальных клиентов и партнеров, научиться работать с рекламными текстами, презентовать новые проекты. Определение личной значимости и коллективного видения придает смысл работе и мотивирует сотрудников на творчество

Оценка возможностей. Разработка программы действий. Все вместе набросайте идеи, которые необходимы для каждой намеченной цели. Например, подготовка к презентации нового проекта "Мини-резюме" включает определение круга профессий, выборку анкет специалистов, проверку рекомендаций, экспертную оценку. По сути, создается программа действий. В стиле коучинга при этом обязательны вопросы: "что Вам нужно, чтобы эту программу выполнить?", "сколько времени на это потребуется?" Таким образом, каждый становится одновременно организатором и исполнителем. Он ставит задачи другим, владеет полным объемом информации по своей проблеме.

Контроль и корректировка. На планерках - не односторонний "отчет шефу", а совместное обсуждение и взаимная помощь. Руководитель в этом случае выступает координатором, его задача, используя эффективные вопросы, регулировать процесс подготовки, вовремя определять узкие места.

Оценка результатов. В итоге Вы успеваете подготовиться к выставке, не упустив в текучке основной работы. И хотя есть ускорение ритма работы, усталость, зато нет нервозности и разочарования. Есть и свои сложности: научиться доверять коллегам, отказаться от имиджа всевидящего и всезнающего руководителя, быть готовым к "несанкционированной активности", чтобы коллективное творчество не превратилось в тусовку. Учиться быть катализатором деятельности, а не диктатором.

А главное - Вы открываете в сотрудниках новые способности, узнаете плюсы и минусы своей компании. Появляется чувство команды, возрастает уверенность в своих силах. Еще один из мощных плюсов: Вы не тратите время и деньги. Обучаете и обучаетесь новому стилю управления не на дорогом тренинге, а в процессе реальной деятельности.

Авторы этих строк работали в разных стилях и теперь с уверенностью выбирают коучинг-менеджмент. Есть вопросы? Давайте обсудим

 

© 2006 - Международная Консалтинговая Корпорация